Составитель Меньших Елена Вячеславовна 

(учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории)

Авторская разработка.

Внешняя экспертиза. Рецензент: кандидат филологических наук, доцент, и.о. зав. кафедрой философии и социальных коммуникаций.

I. Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Основы журналистики» для 9 класса  является авторской рабочей программой. 

В данной программе учитываются:

  • требования к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте основного общего образования; 
  • основные идеи и положения Образовательной программы основного общего образования (Образовательной программы подростковой школы как «Школы Проб и Выбора») «МБОУ Школа №1 имени В.И.Муравленко», преемственность с  программой начального общего образования.

Программа курса  представляет собой систему занятий, расширяющих и углубляющих содержание разделов стилистики и риторики, предполагает расширение знаний учащихся о речевых нормах с целью предостережения их от использования языковых средств, лежащих за пределами норм литературного языка.

В основу программы положены психолого-педагогические и дидактические принципы развивающего образования.

Рабочая программа имеет целью обучения:

  • создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования;
  • изучить основы журналистского мастерства;
  • создавать условия для мотивированного выбора филологического и социально-гуманитарного профилей обучения через освоение основ журналистики, развитие коммуникативной компетенции, что будет способствовать воспитанию социально значимой, нравственной, мобильной, творчески мыслящей личности;
  • выработать у учащихся  любовь к хорошей, правильной русской речи, нетерпимость к «порче» языка, пристрастию к штампам, неоправданному снижению стиля.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций:

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

Обучающие:

  • вооружение обучающихся совокупностью знаний о принципах журналистской деятельности, об особенностях журналистской профессии, а также о профессиях. имеющих прямое и косвенное отношение к медиасфере;
  • изучение истории журналистики, этапов её развития;
  • изучение основ социологии и журналистского творчества;
  • формирование навыков журналистского мастерства, ком¬муникативной компетентности и приобретение первичного профессионального опыта и начальной профессиональной ориентации;
  • дать типологию основных речевых ошибок; 
  • привить навыки стилистической правки текста, основанной на четком определении характера ошибок и умелом их устранении.

Воспитывающие:

  • формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции;
  • формирование толерантности, культуры межнационального общения в многонациональном социуме;
  • формирование представления о журналистике как о профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;
  • привитие культуры общения с миром средств массовой информации;
  • пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду общественной деятельности;
  • формирование потребности в постоянном повышении информированности;
  • воспитание культуры поведения и речи.

Развивающие:

  • всестороннее развитие творческих способностей, индивидуального мышления, интересов, склонностей, физического со¬стояния организма обучающегося и на этой основе формирование профессиональной направленности;
  • расширение общего кругозора.

 II. Общая характеристика элективного курса

Данная программа профессионально-ориентированная. Обучение проводится в форме творческих работ, рефератов и эвристиче¬ских бесед по всем темам. При работе над теоретическим мате¬риалом предпочтение отдаётся эвристической беседе, так как это важный метод устного изложения материала, заключающий¬ся в том, что обучающиеся усваивают новые понятия и приобре¬тают знания путём самостоятельного логического мышления, активно используя эвристический метод познания. Важным яв¬ляется также то, что в ходе занятий обучающиеся овладевают техникой постановки вопросов, очень важной для успешной журналистской деятельности. Таким образом, данный метод по¬зволяет повторить, закрепить и проверить полученные знания.

Качество профессиональной подготовки обучающихся зави¬сит от практики, получаемой ими в процессе обучения. Практи¬ческая работа и создание собственных материалов обеспечат учащимся прочное усвоение и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков. В процессе занятий ребята пишут материалы в разных газетных жанрах, правку авторского текста, участвуют в конкурсах, творческих мастерских, литературно-деловых иг¬рах, семинарах («круглых столах»), семинарах-дискуссиях, в групповом проектировании.

Детская и  юношеская  журналистика уже давно стала самостоятельным звеном общей системы средств массовой информации. Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, служит важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно – средством коммуникации, которое позволяет юной аудитории общаться друг с другом и познавать мир.

В качестве главных целей развития литературно-творческих способностей выдвигаются: 

  • развитие мотивации на творческую деятельность, в том числе и литературного характера; 
  • совершенствование уровня развитости психических свойств личности (наблюдательности, памяти, воображения, эмоциональности), вовлеченных в литературно-творческую деятельность, обусловливающих успешность осуществления профессиональной деятельности в различных производственных сферах; 
  • формирование умений литературно-творческой деятельности; 
  • воспитание творческой саморазвивающейся личности, востребованной современной социально-политической и экономической ситуацией;

Процесс развития литературно-творческих способностей целенаправленно конструируется как: 

  • последовательность этапов накопления материалов для творческих работ в процессе чувственного взаимодействия с действительностью, разработка накопленного материала в творческих работах литературного характера, рефлексия литературно-творческой деятельности, творческий тренинг;
  • накопление материалов для написания литературно-творческих работ на этапе наблюдения за окружающей действительностью сопровождать опорой на развитие таких психических свойств и процессов, как наблюдательность, память, эмоциональность, эмпатия учащихся;

Процесс литературно-творческого развития учащихся насыщается системой средств, адекватных развитию литературно-творческих способностей, обеспечивающих новообразования в творческой деятельности литературного характера, и способствуют формированию мотивации на творческую деятельность, воспитанию творческой саморазвивающейся личности. 

Процесс литературно-творческого развития учащихся строится на личностно-ориентированной основе.

Актуальность проблемы обусловлена противоречием между назревшей потребностью общества в творчески мыслящих личностях, способных реализовать свой креативный потенциал в меняющихся жизненных условиях и недостаточной разработанностью программ и методик, позволяющих развить творческие способности школьников. Данная проблема выдвигается в «Законе об образовании» как одна из приоритетных, направленных на работу с одарёнными детьми, воспитание личности, не просто способной найти место в постоянно меняющемся социуме, но и творчески преобразовать его, создавая новые материальные и духовные ценности.

Перспективность программы определяется необходимостью повышения качества литературного образования и профилизацией школьного обучения. 

Новизна программы: 

  • инновационный характер заключается в создании системы работы по повышению качества литературного образования и профилизации школьного обучения; 
  • новизна присутствует в содержании деятельности, формах и методах организации работы с учащимися. 

Ведущая педагогическая идея – идея личностно-ориентированного развивающего обучения. 

Основные принципы работы: 

  • принцип самоактуализации; 
  • принцип индивидуальности; 
  • принцип субъектности; 
  • принцип диалогичности; 
  • принцип творчества и успеха; 
  • принцип веры, доверия и поддержки.  

Ведущие методы: 

  • метод сотрудничества; 
  • метод свободного выбора; 
  • метод коллективного анализа и оценки; 
  • метод самоанализа и самооценки.

Сфера использования данной программы и круг пользователей: 

Данный опыт может быть использован учителями-словесниками для организации увлекательной и плодотворной работы по предмету в общеобразовательных учреждениях. 

Трудоёмкость: 

Для успешного применения данного курса необходимы:

  • соответствующая педагогическая, психологическая и профессиональная подготовка учителя;
  • освоение предложенной программы и модели проведения занятия по типу «Основы журналистики»;
  • интерес со стороны учащихся;
  • наличие специально организованного для занятий места и творческое отношение к работе.

Занятия по данному курсу направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся. Они предполагают большое количество заданий творческого характера. На теоретических занятиях преобладают эвристические беседы, практические работы, мини-проекты. На практических занятиях используются коллективные способы работы, метод проектов, формы деловой игры и другие элементы личностно ориентированных технологий обучения.

Начать курс следует с написания мини-сочинения «Что я знаю о профессии журналиста», чтобы выяснить, какой представляют себе учащиеся работу журналиста. Такое же сочинение нужно написать на одном из заключительных занятий, чтобы узнать, насколько расширились и углубились знания учащихся о профессии журналиста.

На первом занятии необходимо рассказать о том, чем будут заниматься ученики на протяжении всего курса, поставить задачу-минимум (иметь представление о профессии журналиста и научиться создавать собственные творческие работы) и задачу-максимум (написать статью, создать проект). Это важно для формирования мотивов учения.

Далее читается лекционный материал, проводятся практические занятия, в ходе которых намечаются проблемы, предлагаемые для работы в течение года. 

Следующим этапом является самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. В ее ходе обсуждаются способы сбора, систематизации и анализа полученных данных, оформления конечных результатов.

Заключительный этап работы — презентация образовательного продукта.

III. Место элективного курса «Основы журналистики» в учебном плане

Данный курс является частью Федерального базисного (образовательного) учебного плана для МБОУ «Школа №1 им. В.И. Муравленко», предусматривает изучение элективного курса «Основы журналистики»  в 9-Э классе в объеме 34 ч.

IV. Предметный результат

Предметные знания в следующих областях:

  • информационный рынок;
  • приемы риторики, приёмы публичных выступлений;
  • создание журналистского текста;
  • функциональные стили русского литературного языка;
  • редактирование;
  • виды общения;
  • нормы литературного языка;
  • коммуникативные качества речи.

Предметные умения и навыки:

  • создание текста в различных функциональных стилях;
  • поиск информации в различных источниках;
  • умение редактировать текст;
  • приобретение навыков работы с научной и справочной литературой.

Компетентность разрешения проблем

  • обосновывает желаемую ситуацию;
  • анализирует реальную ситуацию;
  • самостоятельно планирует продукт своей деятельности;
  • выбирает способ решения задачи;
  • самостоятельно планирует и осуществляет текущий контроль своей деятельности;
  • указывает причины успехов и неудач в деятельности.

Коммуникативная компетентность

  • использует вербальные средства для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использует невербальные средства или наглядные материалы;
  • работает с вопросами, заданными в развитие темы.

Информационная компетентность

  • указывает, какая информация (о чём) требуется для решения поставленной задачи;
  • пользуется карточным и электронным каталогом, поисковыми системами Интернет;
  • пользуется библиографическими изданиями, списками публикаций в периодических изданиях;
  • извлекает информацию по заданному вопросу из различных источников, из художественной литературы.

Форма итоговой отчётности деятельности учащихся:

  • Электронная газета.
  • Электронный журнал.
  • Письмо в … .
  • Публикация.
  • Рекламный проспект.
  • Словарь.
  • Статья.
  • Путеводитель.
  • Репортаж.
  • Интервью.
  • Заметка в газету.
  • Фоторепортаж.
  • Сценарий школьной радиопередачи.

V. Метапредметные результаты

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение; 

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

 VI. Личностные результаты

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

 VII. Содержание элективного курса

Курс представлен  лекционными и  практическими занятиями.  На лекционных занятиях дается обзор системы языка,  классификация типичных речевых недочетов, повторяются нормы литературного языка. Каждое лекционное занятие завершается контрольными вопросами по теме. После каждой темы проводится практикум. На итоговом контрольном занятии учащиеся пишут тест по культуре речи и редактируют текст, предложенный учителем. 

Введение.

Портрет  современного журналиста?  Критерии успешности построения карьеры? Роль коммуникативной  речевой компетентности в сфере общения. 

Раздел 1. Виды общения. Нормы литературного языка.

Классификация видов общения. Понятие нормы. Классификация норм литературного языка: орфоэпические, грамматические, стилистические.

Раздел 2. Коммуникативные качества речи.

Правильность  речи. Орфоэпические, морфологические, синтаксические нормы литературного языка.

Точность речи. Условия и средства достижения точности.

Логичность речи. Виды логических ошибок.

Выразительность речи. Средства выразительности: тропы и фигуры речи. Фразеологизмы.

Чистота речи. Нарушение чистоты речи: употребление варваризмов, жаргонизмов, диалектизмов, слов-паразитов. 

Этикетность речи. Речевой этикет. Этикетные формулы. 

Раздел 3. Функциональные стили русского литературного языка.

Понятие функционального стиля. Группа книжных функциональных  стилей. Сфера их употребления. Основные стилевые черты.

Раздел 4. Учимся говорить публично.

Как преодолеть застенчивость? Как тренировать память? Методы и приемы публичного выступления. Практическая направленность «этюдов»  книги В. Шахиджаняна «Учимся говорить публично»

Практическая часть

Мини-проекты - 4

Практические работы - 9

Проверочные, контрольные работы - 7

VIII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Блок/

Раздел

Кол-во часов

Основное содержание

по темам

 

Характеристика основных видов деятельности ученика

 

 

Практика

Проверочные, контрольные работы

Практическая работа

Мини-проекты

Введение (1 час)

1

Портрет современного журналиста.

 

1

Лекция.

 

Портрет современного журналиста (работа в группах).

 

Устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепи рассуждения;

выдвигают гипотезы, их обоснование; доказывают.

Выделяют существенное в партнёрском коллективе.

Ориентируются в современном потоке информации.

Коллективно оформляют обобщённые знания. Развивают культуру поведения в процессе коммуникативного общения.

Практическое занятие №1

 

 

 

Виды общения. Нормы литературного языка (1 час)

2

Виды общения. Нормы литературного языка

1

Лекция.

Составление конспектов.

Критически относятся к информации. Находят способы проверки противоречивой информации, определяют достоверную информацию.

Ориентируются в современном потоке информации.

Коллективно оформляют обобщённые знания. Развивают культуру поведения в процессе коммуникативного общения.

 

 

 

Коммуникативные качества речи (22 часа)

3

 

Правильность речи

 

1

 

Информационный поиск. Построение речевых высказываний.

Критически относятся к информации. Находят способы проверки противоречивой информации, определяют достоверную информацию.

Правят работы: устраняют грамматические, речевые и стилистические ошибки. Строят и задают вопросы. Общаются с собеседником.

Ориентируются в современном потоке информации.

Коллективно оформляют обобщённые знания. Развивают культуру поведения в процессе коммуникативного общения.

 

 

Контрольная работа по определению уровня орфоэпической грамотности

4-6

Орфоэпические нормы литературного языка

3

Составление таблицы произносительных норм и словаря ударений

 

Устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепи рассуждения;

выдвигают гипотезы, их обоснование;

доказывают.

Умеют коллективно оформлять обобщённые знания.

Правят работы: устраняют грамматические, речевые и стилистические ошибки. Строят и задают вопросы. Общаются с собеседником.

Практическое занятие №2 «Найди ошибки в диалогах».

 

Проверочная работа№1

7-9

Морфологические нормы литературного языка

3

Составление таблицы «очагов нарушений» и правильного употребления самостоятельных частей речи.

 

Устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепи рассуждения;

выдвигают гипотезы, их обоснование;

доказывают.

Умеют коллективно оформлять обобщённые знания.

Правят работы: устраняют грамматические, речевые и стилистические ошибки. Строят и задают вопросы. Общаются с собеседником.

Практическое занятие №3 «Найди очаги нарушений».

 

 

Проверочная работа №2

10-12

Синтаксические нормы литературного языка

3

Классификация нарушений, связанных с синтаксическими нормами.

 

Устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепи рассуждения;

выдвигают гипотезы, их обоснование;

доказывают.

Умеют коллективно оформлять обобщённые знания.

Правят работы: устраняют грамматические, речевые и стилистические ошибки. Строят и задают вопросы. Общаются с собеседником.

Практическое занятие №4.

 

 

Проверочная работа №3

13-14

Точность речи

2

Работа с таблицей «Виды нарушений точности речи».

 

Устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепи рассуждения;

выдвигают гипотезы, их обоснование;

доказывают.

Ориентируются в современном потоке информации.

Коллективно оформляют обобщённые знания. Развивают культуру поведения в процессе коммуникативного общения.

Практическое занятие №5.

 

 

Проверочная работа №4

15-16

Логичность речи

2

Лекция. «Композиционные особенности типов речи».

 

Работа с таблицей «Виды нарушений точности речи».

 

Устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепи рассуждения;

выдвигают гипотезы, их обоснование;

доказывают.

Умеют коллективно оформлять обобщённые знания.

Правят работы: устраняют грамматические, речевые и стилистические ошибки. Строят и задают вопросы. Общаются с собеседником.

Ориентируются в современном потоке информации.

Коллективно оформляют обобщённые знания. Развивают культуру поведения в процессе коммуникативного общения.

Практическое занятие №6.

 

 

Проверочная работа №5

 

17-19

Выразительность  речи

3

Лекция. Тропы. Фигуры речи. Фразеологизмы. Составление терминологического словарика.

Устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепи рассуждения;

выдвигают гипотезы, их обоснование;

доказывают.

Умеют коллективно оформлять обобщённые знания.

 

 

Проверочная работа №6

20-22

Чистота речи

3

Лекция.

 

Работа в группах: разработка проекта программы борьбы со словами-паразитами в нашей речи.

Устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепи рассуждения;

выдвигают гипотезы, их обоснование;

доказывают.

Умеют коллективно оформлять обобщённые знания.

Правят работы: устраняют грамматические, речевые и стилистические ошибки. Строят и задают вопросы. Общаются с собеседником.

Ориентируются в современном потоке информации.

Коллективно оформляют обобщённые знания. Развивают культуру поведения в процессе коммуникативного общения.

Практическое занятие №7.

 

Защита проектов.

 

23-24

 

Этикетность речи

2

Сообщения учащихся о речевом этикете. Классификация речевых формул

Устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепи рассуждения;

выдвигают гипотезы, их обоснование;

доказывают.

Умеют коллективно оформлять обобщённые знания.

Ориентируются в современном потоке информации.

Коллективно оформляют обобщённые знания. Развивают культуру поведения в процессе коммуникативного общения.

 

Разыгрывание различных речевых ситуаций.

 

Функциональные стили (7 часов)

25-26

Научный стиль

2

Лекция о языковых чертах научного стиля.

Учебные сочинения научных жанров: рефераты, тезисы.

Редактируют введение к реферату по определенной теме.

Правят работы: устраняют грамматические, речевые и стилистические ошибки. Строят и задают вопросы. Общаются с собеседником.

 

 

 

27-29

Официально-деловой стиль

3

Лекция о стилевых чертах делового стиля, о жанрах.

 

Составление деловых бумаг: автобиографии, резюме, характеристики одноклассника и т. д.

Устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепи рассуждения;

выдвигают гипотезы, их обоснование;

доказывают.

Умеют коллективно оформлять обобщённые знания.

Правят работы: устраняют грамматические, речевые и стилистические ошибки. Строят и задают вопросы. Общаются с собеседником.

Практическое занятие №8.

 

Ролевая игра «Прием на работу»

 

30-31

Публицистический

стиль

2

Лекция об особенностях публицистического стиля, жанрах устной и письменной речи.

 

Придумывание оригинального начала выступления на одну из предложенных тем:

Что значит быть счастливым?

Деньги решают всё. Так ли это?

Устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепи рассуждения;

выдвигают гипотезы, их обоснование;

доказывают.

Умеют коллективно оформлять обобщённые знания.

Правят работы: устраняют грамматические, речевые и стилистические ошибки. Строят и задают вопросы. Общаются с собеседником.

Практическое занятие № 9.

 

 

 

Учимся говорить публично (1 час)

32

Учимся говорить публично

1

Обзор книги В.Шахиджаняна «Учимся говорить публично»

Устанавливают значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей,  мотивов, жизненных интересов. Развивают способности, навыки в области аналитического мышления.

Ориентируются в современном потоке информации.

Коллективно оформляют обобщённые знания. Развивают культуру поведения в процессе коммуникативного общения.

 

 

 

Итоговое занятие (2 часа)

33-34

Занятие-презентация.

2

Проекты и мини-проекты; заметки, репортажи, статьи и т.д.

Анализируют свою деятельность, выявляя её положительные и отрицательные стороны.  Планируют свою работу в соответствии с  проанализированной деятельностью.

 

Защита проектов.

 

 

ВСЕГО:

34

 

 

9

4

7

 

IX. Учебно-методическое, материально-техническое обеспечение

Источники информации и средства обучения

Литература для учителя

1. Аврамов Д. С. Профессиональная этика журналиста.- М., 1999.

2. Алексеев В. Русский советский очерк. – Ленинград, 1980.

3. Ахмадулин Е. В. Журналистика как целостная социальная система// Филолог. Вестник РГУ. 2004.

4. Багиров Э. Г. Очерки теории телевидения. М., 1978.

5. Беневоленская Т. О языке и стиле газетного очерка. – М., 1973.

6. Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста.- Лениздат, 1971.

7. Васильева А. Н. Газетно-публицистический стиль.-М.,1982.

8. Васильева Н. Делаем новости! – М., 2003.

9. Ворошилов В. Журналистика. – М., 2000. 

10. Голуб  Б. Стилистика русского языка. - М.: Рольф,1999

11. Демиденко Л.П. Речевые ошибки. – Минск, 1986.

12. Дускаева Л.Р., Кыркунова Л.Г. Речевое мастерство.- Пермь, 1998

13. Дускаева Л.Р., Русинова И.И. Сочинение: от темы к тексту.- Пермь, 2001

14. Иссер О.С., Н.А. Кузьмина. Почему так не говорят по-русски. Учебное пособие. М.1999. 

15. Карнеги Д. Как вырабатывать в себе уверенность и влиять на людей, выступая публично: Пер. с  англ.- Мн.: Современный литератор,2002.- 816 с.

16. Коновалова О. Основы журналистики. М.-Ростов-на-Дону. 2005.

17. Кройчик Л. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Корконосенко. – СПб., 2000.

18. Лазарева Э. Заголовок в газете. – Свердловск, 1989.

19. Мельник Г. Общение в журналистике. Секреты мастерства. – СПб., 2005.

20. Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004.

21. Михайлов С. Колумнистика // Журналист. – 1998. № 11–12.

22. Мучник Б. С. Человек и текст.- М.,1985.

23. Пототня Е.М. Интеллектуальные игры для школьников: сборник.- Пермь, 2005

24. Право и этика в работе журналиста.- Екатеринбург,1996.

25. Программы элективных курсов для средней общеобразовательной школы/ сост. А.А. Журин.-М.: Дрофа, 2007 .

26. Рэндалл Д. Универсальный журналист. – М., 2000.

27. Свитич Л. Г. Профессия: журналист. М., 2003.

28. Свитич Л. Г. Феномен журнализма.- М.: Факультет журналистики МГУ, 2000.

29. Служевская Т.Л. Уроки словесности. Практикум по культуре речи.- СПб, 1997

30. Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М. 2002.

31. Тертычный А. Аналитическая журналистика. – М.,1998.

32. Тертычный А. А. Жанры периодической печати.- М., 2008. 

33. Ученова В. У истоков публицистики.  – М., 1989. 

34. Шахиджанян В.В. Учимся говорить публично.- СПб, Пропаганда,2004

35. Шкондин М. В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М., 2002.

36. Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2002.

Литература для учащихся

1. Андреев О. А., Хромов Л. Н.  Техника тренировки памяти.- Екатеринбург, 1992.

2. Ахмадулин Е, В, Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие. М,: ИКЦ « МарТ»; Ростов «МарТ», 2006.

3. Бабайцева В.В. Русский язык 10-11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля.- М: Дрофа, 2005

4. Виленский М. Как написать фельетон. – М., 1982.

5. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для 10-11 классов.- М: просвещение, 1996

6. Грабельников А. Работа журналиста в прессе. – М., 2001.

7. Дмитровский  А. Особенности формы и композиции  эссе  // Акценты. Новое в массовой коммуникации. – 2003. № 1 – 2.  

8. Елинек Э.  Досужими   путями   мышления //  Иностранная   литература. – 2005. № 7. – С. 228–231.

9. Журбина Е. Искусство фельетона. – М., 1965. 

10. Канторович В. Заметки писателя о современном очерке. – М., 1973.

11. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. 

12. Лихачев Д. С.  Земля родная: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1983.- 256 с.

13. Олешко В. Ф.  Журналистика как творчество.- М.,2003.

14. Лукина М. Технология интервью. – М.,  2003.

15. Лямзина Т. Жанр эссе. К проблеме формирования теории // http://psujourn.narod.ru/lib/liamzina_essay.htm.  

16. Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5—7 классов общеобразовательных учреждений / Науч. ред. В.В. Бабайцева. — М.: Просвещение, 1993.

17. Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8—9-е классы)»: Пособие для учащихся / Сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. — М.: Просвещение, 1990.

18. Стилистика газетных жанров / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.

19. Тепляшина А. Сатирические жанры современной публицистики. –СПб., 2000.

20. Черепахов М. Работа над очерком. – М., 1966.

21. Черникова Е. Основы творческой деятельности журналистам. – М., 2005.

22. Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики // http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm

Словари

1. Зуева Т.В. Русский фольклор: Словарь-справочник. – М.: Просвещение, 2002.

2. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. 

3. Орфографический словарь русского языка. /Под ред. С. И. Ожегова.- М. , 2004.

4. Розенталь Д. Э., Словарь трудностей русского языка.- 5-е изд.-М., 2005

5. Чернец Л.В. и др. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2002.

Хрестоматии

1. Древнерусская литература: Хрестоматия для 5-9 кл. / Сост. О.В. Творогов. – М.: Просвещение, 2002.

2. История русской журналистики: Хрестоматия.- М., 1991.

3. Наш XIX  век / Сост. В.Я. Коровина, В.И. Коровин. – М., 1996.

4. Русская литература XIX века: Первая половина: Хрестоматия историко-литературных материалов / Сост. И.Е. Каплан, П.Г. Пустовойт. – М.: Просвещение, 2002.

5. Русская литература XIX века: Вторая половина: Хрестоматия историко-литературных материалов / Сост. И.Е. Каплан, М.Т. Пинаев. – М.:  Просвещение, 2001.

Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы

1. http://www.edu.ru  – Образовательный портал «Российское образование»

2. http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»

3. http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании

4. http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»

5. http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ru»

6. http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА» 

7. http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.

8. http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.

9. Виртуальная школа Кирилла и Мифодия – http://www.vschool.km.ru  

10. Образовательный сайт Teachpro.ru – http://www.teachpro.ru  

11. Обучающие сетевые олимпиады – http://www.ozo.rcsz.ru  

12. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru 

13. Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru 

14. Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru 

15. Сайт «Образовательные ресурсы сети Интернет»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://katalog.iot.ru      

16. Сайт «Сеть творческих учителей»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.it-n.ru 

17. Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru 

18. Сайт Министерства образования и науки РФ: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru  

19. Сайт ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.informika.ru 

20. Современные образовательные технологии / Под ред. Н.В. Бордовской. М.: Кнорус, 2011.

Материально-техническое обеспечение

1. Компьютер. 

2. Мультимедийный проектор. 

3. Экспозиционный экран. 

4. Документ-камера.

5. Принтер.

6. Фотоаппарат.

7. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов.

8. Стенд для размещения творческих работ учащихся. 

X. Планируемые  результаты  освоения  элективного курса

Планируемым результатом обучения по программе будет являться создание учащимися своего портфолио; освоение обучающими¬ся указанных в данной программе как теоретических, так и раз¬личных практических знаний, умений и навыков журналистской деятельности, а именно:

  • умение излагать собственную мысль;
  • аргументировать свою точку зрения;
  • навыки ведения дискуссии;
  • навыки грамотной устной и письменной речи;
  • навыки оперирования формулиров¬ками, определениями;
  • навыки постановки и решения интеллек¬туальных проблем и задач.

Обучающиеся должны  знать:                                                             

  • классификацию видов общения, норм литературного языка;
  • классификацию стилей  русского литературного языка, языковые черты стилей  и сферу их применения.

Обучающиеся должны уметь:

  • владеть нормами литературного языка на практике;
  • составлять конспекты, тезисы, выступления под руководством учителя;
  • оформлять деловые бумаги;
  • редактировать тексты со стилевыми и языковыми нарушениями.

Главным критерием достижения результата на протя¬жении всего периода обучения является подготовленный к пуб¬ликации материал. Но так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предпола¬гается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их исполнения (при этом учитываются интересы и склонности обучающихся).

В рабочую учебную программу «Основы журналистики» интегрированы  междисциплинарные  программы:

«Формирование УУД»

«Основы смыслового чтения и работа с текстом»

«Формирование и развитие ИКТ-компетентности»

 

«Основы проектной и исследовательской деятельности»

Познавательные УУД

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выявлять имплицитную (скрытую) информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использование языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Критически относиться к информации. Находить способы проверки противоречивой информации, определять достоверную информацию.

Моделирование, проектирование и управление

Моделировать с использованием виртуальных конструкторов. Моделировать с использованием средств программирования.

 

Формирование проектных и исследовательских навыков и умений продолжено в рамках учебного предмета.

Регулятивные УУД

Прогнозировать будущие события и развитие процесса.

Коммуникативные УУД

Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Личностные УУД

 

 


Copyright © 2019 Персональный сайт учителя русского языка и литературы Меньших Елены Вячеславовны