Составитель Меньших Елена Вячеславовна 

(учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории)

Авторская разработка.

Внешняя экспертиза. Рецензент: кандидат филологических наук, доцент, и.о. зав. кафедрой философии и социальных коммуникаций.

I. Пояснительная записка

Рабочая программа элективного проектного курса «Школа юного журналиста» для 5 класса  составлена  по материалам Гайденко Н.А. Основы журналистики: программа элективного курса (17 часов) / Н.А. Гайденко // Сборник материалов по предпрофильной подготовке, подготовленных педагогическим коллективом гимназии № 87 г. Краснодара. – Краснодар, 2004. – С.70-86. 

В данной программе учитываются:

  • требования к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте основного общего образования; 
  • основные идеи и положения Образовательной программы основного общего образования (Образовательной программы подростковой школы как «Школы Проб и Выбора») «МБОУ Школа №1 имени В.И.Муравленко», преемственность с  программой начального общего образования.

В основу программы положены психолого-педагогические и дидактические принципы развивающего образования.

Рабочая программа имеет целью обучения:

  • формирование социально активной личности посредством обогащения духовного мира учащихся; 
  • развитие литературно-творческих способностей учащихся посредством деятельности «Школы юного журналиста». 

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций:

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

  • получение сведений об условиях труда журналистов;
  • освоение особенностей работы в художественных жанрах журналистики;
  • развитие коммуникабельности;
  • оптимизация творческих способностей учащихся;
  • развитие филологических наклонностей;
  • стимулирование интереса к художественной литературе;
  • расширение кругозора будущих журналистов;
  • изживание подростковых комплексов. 

II. Общая характеристика элективного проектного курса

Детская и  юношеская  журналистика уже давно стала самостоятельным звеном общей системы средств массовой информации. Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, служит важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно – средством коммуникации, которое позволяет юной аудитории общаться друг с другом и познавать мир.

Цель создания «Школы юного журналиста» состоит в том, чтобы дать возможность учащимся, проявляющим повышенный интерес и склонности к изучению журналистики, не только получить более глубокие  и разносторонние теоретические и прикладные знания, умения и практические навыки, но и развить личность, её познавательные и созидательные способности. 

В качестве главных целей развития литературно-творческих способностей выдвигаются: 

  • развитие мотивации на творческую деятельность, в том числе и литературного характера; 
  • совершенствование уровня развитости психических свойств личности (наблюдательности, памяти, воображения, эмоциональности), вовлеченных в литературно-творческую деятельность, обусловливающих успешность осуществления профессиональной деятельности в различных производственных сферах; 
  • формирование умений литературно-творческой деятельности; 
  • воспитание творческой саморазвивающейся личности, востребованной современной социально-политической и экономической ситуацией;

Процесс развития литературно-творческих способностей целенаправленно конструируется как: 

  • последовательность этапов накопления материалов для творческих работ в процессе чувственного взаимодействия с действительностью, разработка накопленного материала в творческих работах литературного характера, рефлексия литературно-творческой деятельности, творческий тренинг;
  • накопление материалов для написания литературно-творческих работ на этапе наблюдения за окружающей действительностью сопровождать опорой на развитие таких психических свойств и процессов, как наблюдательность, память, эмоциональность, эмпатия учащихся;

Процесс литературно-творческого развития учащихся насыщается системой средств, адекватных развитию литературно-творческих способностей, обеспечивающих новообразования в творческой деятельности литературного характера, и способствуют формированию мотивации на творческую деятельность, воспитанию творческой саморазвивающейся личности. 

Процесс литературно-творческого развития учащихся строится на личностно-ориентированной основе.

Ведущим методом формирования и развития самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности учащихся является проектный метод.

В процессе обучения и осуществления проектной деятельности осуществляются следующие условия:

  • применение исследовательского подхода;
  • использование методов групповой работы и деятельности в сотрудничестве;
  • обучение учащихся коммуникации.

Данный курс соответствует следующим показателям:

  • в ходе выполнения проекта предусмотрено проведение сравнительного изучения, исследования того или иного значимого факта, явления, события;
  • в содержание проекта включен серьёзный научный компонент (исследовательский, поисковый, творческий и др.), определяющий совместную работу и общий результат по одной и той же проблеме;
  • проводимый проект имеет личностный компонент, то есть непосредственное отношение к жизни школьников, соотносится с их внутренним миром, присущими данному возрасту ценностями учащихся;
  • в содержание проекта включено создание чего-либо нового (выявление наиболее эффективных, приемлемых новых решений или старых идей, применимых к новым условиям).

Проблемы, решаемые учителем: 

  • Раннее выявление потенциально одарённых детей, их поддержка и развитие литературно-творческих способностей посредством деятельности «Школы юного журналиста». 
  • Поиск продуктивных форм организации развивающей деятельности учащихся. 

Данная проблема возникла в условиях перегруженности программ по литературе, снижения интереса учащихся к её изучению и, как следствие этого, неумения учащихся выразить в слове свои мысли и чувства, создать какой-либо оригинальный текст. 

Актуальность проблемы обусловлена противоречием между назревшей потребностью общества в творчески мыслящих личностях, способных реализовать свой креативный потенциал в меняющихся жизненных условиях и недостаточной разработанностью программ и методик, позволяющих развить творческие способности школьников. Данная проблема выдвигается в «Законе об образовании» как одна из приоритетных, направленных на работу с одарёнными детьми, воспитание личности, не просто способной найти место в постоянно меняющемся социуме, но и творчески преобразовать его, создавая новые материальные и духовные ценности.

Перспективность программы определяется:

  • актуальностью проблемы выявления и развития одарённости детей;
  • необходимостью повышения качества литературного образования и профилизацией школьного обучения. 

Новизна программы: 

  • инновационный характер заключается в создании системы работы по выявлению и развитию литературной одарённости детей;
  •  новизна присутствует в содержании деятельности, формах и методах организации работы с одарёнными детьми. 

Ведущая педагогическая идея – идея личностно-ориентированного развивающего обучения. 

Технология опыта опирается на следующие положения

  • Деятельность «Школы юного журналиста» – одна из наиболее продуктивных форм, способствующих развитию творческого потенциала личности, так как именно учение без принуждения позволяет выявить и раскрыть потенциальные возможности ребёнка. 
  • Необходим целостный подход к обучению и развитию учащихся, так как только в этом случае осуществляется динамическая связь между эмоциональным настроем, способностью к саморегулированию и познавательной активностью. 

Основные принципы работы: 

  • принцип самоактуализации; 
  • принцип индивидуальности; 
  • принцип субъектности; 
  • принцип диалогичности; 
  • принцип творчества и успеха; 
  • принцип веры, доверия и поддержки. 

Ведущие методы: 

  • метод сотрудничества; 
  • метод свободного выбора; 
  • метод коллективного анализа и оценки; 
  • метод самоанализа и самооценки.

Сфера использования данной программы и круг пользователей: 

Данный опыт может быть использован учителями-словесниками для организации увлекательной и плодотворной работы по предмету в общеобразовательных учреждениях. 

Трудоёмкость: 

Для успешного применения данного курса необходимы:

  • соответствующая педагогическая, психологическая и профессиональная подготовка учителя;
  • освоение предложенной программы и модели проведения занятия по типу «Школы юного журналиста»;
  • интерес со стороны учащихся;
  • наличие специально организованного для занятий места, свободного времени учащихся и учителя и творческое отношение к работе.

Занятия по данному курсу направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся. Они предполагают большое количество заданий творческого характера. На теоретических занятиях преобладают беседы, практикумы, лабораторные работы. На практических занятиях используются коллективные способы работы, метод проектов, игровые формы организации деятельности учащихся и другие элементы личностно ориентированных технологий обучения.

Начать курс следует с написания мини-сочинения «Что я знаю о профессии журналиста», чтобы выяснить, какой представляют себе учащиеся работу журналиста. Такое же сочинение нужно написать на одном из заключительных занятий, чтобы узнать, насколько расширились и углубились знания учащихся о профессии журналиста.

На первом занятии необходимо рассказать о том, чем будут заниматься ученики на протяжении всего курса, поставить задачу-минимум (иметь представление о профессии журналиста и научиться создавать собственные творческие работы) и задачу-максимум (создать и защитить проект). Это важно для формирования мотивов учения.

Далее читается лекционный материал, проводятся практические занятия по теории проектирования, в ходе которых намечаются проблемы, предлагаемые для работы над проектом. Темы проектов выбирают учащиеся, но учитель должен их направить и сориентировать в зависимости от индивидуальных способностей и увлечений школьников. 

Следующим этапом является самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. В ее ходе обсуждаются способы сбора, систематизации и анализа полученных данных, оформления конечных результатов.

Заключительный этап работы — оформление проектов и их презентация. Это может быть:

  • Электронная газета.
  • Электронный журнал.
  • Письмо в … .
  • Публикация.
  • Рекламный проспект.
  • Словарь.
  • Статья в газету.
  • Путеводитель.
  • Репортаж.
  • Интервью.
  • Заметка в газету.
  • Фоторепортаж.
  • Сценарий школьной радиопередачи.
  • Цикл радиопередач.

III. Место элективного проектного курса «Школа юного журналиста» в учебном плане

Данный курс является частью Федерального базисного (образовательного) учебного плана для МБОУ «Школа №1 им. В.И. Муравленко» предусматривает изучение курса «Школа юного журналиста»  в 5-х классах в объеме 17 ч.

IV. Предметный результат

Предметные знания:

  • журналистика как форма информационной деятельности;
  • журналистика как профессия;
  • роль журналиста в становлении общественного мнения;
  • приемы риторики;
  • создание журналистского текста;
  • основные газетные жанры;
  • редактирование;
  • редакционный коллектив;
  • иллюстрация в газете;
  • макетирование газеты.

Предметные умения и навыки:

  • создание текста в различных жанрах;
  • поиск информации в различных источниках;
  • первичные навыки макетирования газеты и создание номера;
  • умение редактировать текст;
  • приобретение навыков работы с научной и справочной литературой.

Форма итоговой отчётности деятельности учащихся:

  • Электронная газета.
  • Электронный журнал.
  • Письмо в … .
  • Публикация.
  • Рекламный проспект.
  • Словарь.
  • Статья.
  • Путеводитель.
  • Репортаж.
  • Интервью.
  • Заметка в газету.
  • Фоторепортаж.
  • Сценарий школьной радиопередачи.
  • Цикл радиопередач.

Основные требования, предъявляемые к проектам:

  • наличие значимой проблемы/задачи (исследовательской, информационной, практической), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска её решения.
  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Проблемы, решаемые  учащимся:

  • возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
  • деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;
  • деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя позволяет вырабатывать и развивать следующие компетенции учащегося:

  • анализ проблемного поля, выделение подпроблем, постановка задач;
  • планирование деятельности;
  • самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках проекта);
  • презентация (самопредъявление, формирование имиджа) деятельности и её результатов;
  • оформление материала для проведения презентации в наглядной форме с использованием для этого специально подготовленного продукта проектирования;
  • поиск необходимой информации, её систематизация и структуризация («вычленение» и усвоение необходимого знания из информационного поля);
  • применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных, ситуациях.

V. Метапредметные результаты

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение; 

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

VI. Личностные результаты

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

VII. Содержание элективного проектного курса

Из теории проектирования

Речевые высказывания. Основами проектирования, требованиями, системой оценивания, представления продукта.

Журналистика. Исторические предпосылки.

Печать. Пресса. Непериодические и периодические издания. Первые печатные газеты. Типография. Событие, ситуация как предмет отображения в журналистике.

Мастерство журналиста: работа со словом.

Психологическая подготовка журналиста.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно. (Зачем журналисту изучать психологию?Какие качества нужно развить в себе журналисту? Приёмы развития и тренировки памяти.) Речевые высказывания.

Профессиональная этика журналиста.

Информационные жанры СМИ.

Информационный поиск. Построение речевых высказываний.

Репортаж.

Психологическая и информационная подготовка к репортажу. Репортаж о спортивном мероприятии. 

Интервью.

Интервью с интересным человеком. Особенности интервью. Беседа и интервью.

Заметка. 

Психологической и информационной подготовка к заметке. Подготовка заметки о каком-либо культурном событии. 

Язык и стиль прессы.

План и последовательность действий. Строят речевые высказывания.

Современная газета.

Информационный поиск. 

Телевидение.

Культура устной и письменной речи. Как снять видеофильм? Уметь строить речевые высказывания.

Радиожурналистика.Работа современного радиовещания.

Психологическая и информационная подготовка к статье. Статья на нравственно-моральную тему. Работа современного радиовещания. Популярные радиостанции «Маяк», «Радио России», «Русское радио», «Европа плюс» и др.Работа журналиста - ведущего на радио.

Фотожурналистика.

Психологическая и информационная подготовка к фоторепортажу. Подборка фотографий на заданную тему.

Практическая часть

Итоговые работы - 1

Мини-проекты - 3

Практические работы - 5

 VIII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Блок/

Раздел

Кол-во часов

Основное содержание

по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика

Практика

Итоговые работы

Практическая работа

Мини-проекты

1

Рекламная кампания.

1

Реклама в школьном издании. Рекламный текст, его язык. Слоганы.

 

Знакомятся с историей рекламы.

 

 

 

2

Из теории проектирования.

2

Речевые высказывания. Основами проектирования, требованиями, системой оценивания, представления продукта.

 

Делают что-то интересное самостоятельно, в группе или сами, максимально используя свои возможности. Деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

 

 

 

3

Журналистика.

Исторические предпосылки.

1

Печать. Пресса. Непериодические и периодические издания. Первые печатные газеты. Типография. Событие, ситуация как предмет отображения в журналистике.

Устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепи рассуждения;

выдвигают гипотезы, их обоснование; доказывают.

Выделяют существенное в партнёрском коллективе.

 

 

 

4

Мастерство журналиста: работа со словом.

1

Источники информации: люди, архивы, почта, Интернет. Статья, обзор, открытое письмо, рецензия, аннотация.

Работа со словом. Информационная журналистика. Методы сбора информации. Способы проверки достоверности фактов.

 

Устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепи рассуждения;

выдвигают гипотезы, их обоснование; доказывать.

Выделяют существенное в партнёрском коллективе.

1

 

 

5

Психологическая подготовка журналиста.

1

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно. (Зачем журналисту изучать психологию?  Какие качества нужно развить в себе журналисту? Приёмы развития и тренировки памяти.) Речевые высказывания.

Устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепи рассуждения;

выдвигают гипотезы, их обоснование;

доказывают.

Коллективно оформляют обобщённые знания.

1

 

 

6

Профессиональная этика журналиста.

1

Мораль. Моральные ценности, этика. Связь журналистики и морали. Дискуссии на темы: «Мораль и этика»,   «Нормы журналистской этики» и т. п.

Устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепи рассуждения;

выдвигают гипотезы, их обоснование;

доказывают.

Умеют коллективно оформлять обобщённые знания.

 

 

 

7

Информационные жанры СМИ.

1

Информационный поиск. Построение речевых высказываний.

 

 

Устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепи рассуждения;

выдвигают гипотезы, их обоснование;

доказывают. Ориентируются в современном потоке информации.

Коллективно оформляют обобщённые знания. Развивают культуру поведения в процессе коммуникативного общения.

 

 

 

8

Репортаж.

1

Психологическая и информационная подготовка к репортажу. Репортаж о спортивном мероприятии.

 

 

Устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепи рассуждения;

выдвигают гипотезы, их обоснование;

доказывают.  Мгновенно реагируют на события, дают им собственную оценку, оперативно пишут материал. Правят работы: устраняют грамматические, речевые и стилистические ошибки.

Коллективно оформляют обобщённые знания.

 

1

 

9

Интервью.

1

Интервью с интересным человеком. Особенности интервью.   Беседа и интервью.

 

 

Устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепи рассуждения;

выдвигают гипотезы, их обоснование;

доказывают. Правят работы: устраняют грамматические, речевые и стилистические ошибки. Строят и задают вопросы. Общаются с собеседником.

 

1

 

10

Заметка.

1

Психологической и информационной подготовка к заметке. Подготовка заметки о каком-либо культурном событии.

 

Устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепи рассуждения; выдвигают гипотезы, их обоснование;

доказывают. Мгновенно реагируют на события, дают им собственную оценку, оперативно пишут материал. Правят работы: устраняют грамматические, речевые и стилистические ошибки.

Коллективно оформляют обобщённые знания.

 

1

 

11

Язык и стиль прессы.

1

План и последовательность действий. Строят речевые высказывания.

 

Устанавливают значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей,  мотивов, жизненных интересов. Развивают способности, навыки в области аналитического мышления.

1

 

 

12

Современная газета.

1

Информационный поиск.

 

Знакомятся с информацией, что такое газета и ее основные рубрики, как выпускается газета (сбор материала, написание статьи, редактирование, оформление).

Проявляют в действительности гражданские, нравственные качества личности (ответственность, порядочность, правдивость). Ориентируются в постановке вопросов.

1

 

 

13

Телевидение.

1

Культура устной и письменной речи. Как снять видеофильм? Уметь строить речевые высказывания.

 

Уметь устанавливать причинно-следственные связи;

строить логические цепи рассуждения;

выдвигать гипотезы, их обоснование;

доказывать.

 

 

 

14

Радиожурналистика. Работа современного радиовещания.

1

Психологическая и информационная подготовка к статье. Статья на нравственно-моральную тему. Работа современного радиовещания. Популярные радиостанции «Маяк», «Радио России», «Русское радио», «Европа плюс» и др.  Работа журналиста - ведущего на радио.

Устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепи рассуждения;

выдвигают гипотезы, их обоснование;

доказывают.

1

 

 

15

Фотожурналистика.

1

Психологическая и информационная подготовка к фоторепортажу. Подборка фотографий на заданную тему.

Определяют значение фоторепортажей для печатных СМИ. Анализируют фотографии в иллюстрированном журнале.

 

 

 

16

Рефлексия.

1

Проекты и мини-проекты; заметки, репортажи, статьи и т.д.

Анализируют свою деятельность, выявляя её положительные и отрицательные стороны.  Планируют свою работу в соответствии с  проанализированной деятельностью.

 

 

 

 

 

17

 

 

5

3

1

 

 IX. Учебно-методическое, материально-техническое обеспечение

 Источники информации и средства обучения

Основная литература для учителя

1. Аврамов Д. С. Профессиональная этика журналиста.- М., 1999. 

2. Алексеев В. Русский советский очерк. – Ленинград, 1980.

3. Ахмадулин Е. В. Журналистика как целостная социальная система// Филолог. Вестник РГУ. 2004.

4. Багиров Э. Г. Очерки теории телевидения. М., 1978.

5. Беневоленская Т. О языке и стиле газетного очерка. – М., 1973.

6. Васильева А. Н. Газетно-публицистический стиль.-М.,1982.

7. Васильева Н. Делаем новости! – М., 2003.

8. Ворошилов В. Журналистика. – М., 2000. 

9. Карнеги Д. Как вырабатывать в себе уверенность и влиять на людей, выступая публично: Пер. с  англ.- Мн.: Современный литератор,2002.- 816 с.

10. Коновалова О. Основы журналистики. М.-Ростов-на-Дону. 2005.

11. Кройчик Л. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Корконосенко. – СПб., 2000.

12. Лазарева Э. Заголовок в газете. – Свердловск, 1989.

13. Мельник Г. Общение в журналистике. Секреты мастерства. – СПб., 2005.

14. Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004.

15. Методика развития речи на уроках  русского языка: Кн. для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос  и др., Под  ред. Т. А. Ладыженской. – 2-е изд.-М.,1991.

16. Михайлов С. Колумнистика // Журналист. – 1998. № 11–12

17. Мучник Б. С. Человек и текст.- М.,1985.

18. О профессии журналиста: Учебно-методическое пособие. Серия «Сельской молодежи о профессиях»./ Под ред. ЭА. Лазаревич. — М.: ИСПС РАС, 2004.

19. Пленкин Н.А, Уроки развития речи : 5-9 кл.: Кн. для учителя.- М., 1995.

20. Право и этика в работе журналиста.- Екатеринбург,1996.

21. Программы элективных курсов для средней общеобразовательной школы/ сост. А.А. Журин.-М.: Дрофа, 2007 .

22. Рэндалл Д. Универсальный журналист. – М., 2000.

23. Свитич Л. Г. Феномен журнализма.- М.: Факультет журналистики МГУ, 2000.

24. Свитич Л. Г. Профессия: журналист. М., 2003.

25. Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М. 2002.

26. Тертычный А. Аналитическая журналистика. – М.,1998.

27. Тертычный А. А. Жанры периодической печати.- М., 2008. 

28. Ученова В. У истоков публицистики.  – М., 1989. 

29. Шкондин М. В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М., 2002.

30. Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2002.

Дополнительная литература для учителя

1. Каспржак А.Г., Иванова Л.Ф. Схема разработки программы авторского курса по выбору (для предпрофильной подготовки в 9-х классах) // Практика административной работы в школе. 2003. №6. С. 10—13. 

2. Метод проектов – теория и практика обучения: Методическое пособие / Федеральное агентство по образованию; Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Шадринский государственный педагогический институт»; ГОУ СПО «Катайское педагогическое училище». – Шадринск – Катайск, 2006. – 40 с.

3. Н.В. Горбунова, Л.В. Кочкина. Методика организации работы над проектом. – М.: Школьные технологии, №4, 2000.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. — М.: Академия, 2002.

5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.— М.:АРКТИ, 2003.

6. Современные образовательные технологии / Под ред. Н.В. Бордовской. М.: Кнорус, 2011

7. Технология организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в универсальном (непрофильном) обучении.

Основная литература для учащегося

1. Дидактические материалы «Читаем, думаем, спорим…»  (5-9 кл.)    – М.: Просвещение, 200, 2003.

2. Лихачев Д. С.  Земля родная: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1983.- 256 с.

3. Андреев О. А., Хромов Л. Н.  Техника тренировки памяти.- Екатеринбург, 1992.

4. Олешко В. Ф.  Журналистика как творчество.- М.,2003.

5. Ахмадулин Е, В, Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие. М,: ИКЦ « МарТ»; Ростов «МарТ», 2006.

Список литературы, рекомендованной для учащихся

1. Грабельников А. Работа журналиста в прессе. – М., 2001.

2. Дмитровский  А. Особенности формы и композиции  эссе  // Акценты. Новое в массовой коммуникации. – 2003. № 1 – 2.  

3. Канторович В. Заметки писателя о современном очерке. – М., 1973.

4. Лукина М. Технология интервью. – М.,  2003.

5. Лямзина Т. Жанр эссе. К проблеме формирования теории // http://psujourn.narod.ru/lib/liamzina_essay.htm. 

6. Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5—7 классов общеобразовательных учреждений / Науч. ред. В.В. Бабайцева. — М.: Просвещение, 1993.

7. Стилистика газетных жанров / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.

8. Черепахов М. Работа над очерком. – М., 1966.

9. Черникова Е. Основы творческой деятельности журналистам. – М., 2005.

10. Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики // http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm 

Словари и справочники

1. Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста.- Лениздат, 1971.

2. Зуева Т.В. Русский фольклор: Словарь-справочник. – М.: Просвещение, 2002.

3. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. 

4. Орфографический словарь русского языка. /Под ред. С. И. Ожегова.- М. , 2004.

5. Розенталь Д. Э., Словарь трудностей русского языка.- 5-е изд.-М., 2005

6. Чернец Л.В. и др. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2002.

Хрестоматии

1. Древнерусская литература: Хрестоматия для 5-9 кл. / Сост. О.В. Творогов. – М.: Просвещение, 2002.

2. История русской журналистики: Хрестоматия.- М., 1991.

3. Русская литература XIX века: Первая половина: Хрестоматия историко-литературных материалов / Сост. И.Е. Каплан, П.Г. Пустовойт. – М.: Просвещение, 2002.

4. Русская литература XIX века: Вторая половина: Хрестоматия историко-литературных материалов / Сост. И.Е. Каплан, М.Т. Пинаев. – М.:  Просвещение, 2001.

Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы

1. http://www.edu.ru  – Образовательный портал «Российское образование»

2. http://www.school.edu.ru  – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»

3. http://www.ict.edu.ru  – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании

4. http://www.valeo.edu.ru/data/index.php  - Специализированный портал «Здоровье и образование»

5. http://www.gramota.ru  – Справочно-информационный портал «Грамота.ru»

6. http://www.ucheba.ru  - Образовательный портал «УЧЕБА» 

7. http://www.alledu.ru  – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.

8. http://www.college.ru  – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.

9. Виртуальная школа Кирилла и Мифодия – http://www.vschool.km.ru  

10. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru 

11. Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru 

12. Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru 

13. Сайт «Образовательные ресурсы сети Интернет»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://katalog.iot.ru  

14. Сайт «Сеть творческих учителей»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.it-n.ru 

15. Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru 

16. Сайт Министерства образования и науки РФ: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru  

Материально-техническое обеспечение

1. Компьютеры. 

2. Мультимедийный проектор. 

3. Экспозиционный экран. 

4. Документ-камера.

5. Принтер.

6. Фотоаппарат.

7. Стол для диалога.

8. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов.

9. Пробковый стенд для размещения творческих работ учащихся.

10. Пластиковые информационные стенды.

11. Демонстрационная доска. 

12. Напольные перекидные системы А4 на 20 рамок.

13. Настенная перекидная система А4 на 20 рамок.

X. Планируемые  результаты  освоения  элективного проектного курса

  • умение излагать собственную мысль;
  • аргументировать свою точку зрения;
  • навыки ведения дискуссии;
  • навыки грамотной устной и письменной речи.

Компетентность разрешения проблем

  • обосновывает желаемую ситуацию;
  • анализирует реальную ситуацию;
  • самостоятельно планирует продукт своей деятельности;
  • выбирает способ решения задачи;
  • самостоятельно планирует и осуществляет текущий контроль своей деятельности;
  • указывает причины успехов и неудач в деятельности.

Коммуникативная компетентность

  • использует вербальные средства для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использует невербальные средства или наглядные материалы;
  • работает с вопросами, заданными в развитие темы.

Информационная компетентность

  • указывает, какая информация (о чём) требуется для решения поставленной задачи;
  • пользуется карточным и электронным каталогом, поисковыми системами Интернет;
  • пользуется библиографическими изданиями, списками публикаций в периодических изданиях;
  • извлекает информацию по заданному вопросу из различных источников, из художественной литературы.

В рабочую учебную программу «Школа юного журналиста» интегрированы  междисциплинарные  программы:

«Формирование УУД»

«Основы смыслового чтения и работа с текстом»

«Формирование и развитие ИКТ-компетентности»

 

«Основы проектной и исследовательской деятельности»

Познавательные УУД

Поиск и выделение информации.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

- находить в тексте требуемую информацию.

 

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения.

 

Работа с текстом: оценка информации

Откликаться на содержание текста; связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников.

Обращение с устройствами ИКТ

Входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет.

Поиск и организация хранения информации:

Использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты

Использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве

Использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг. Формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники.

Создание письменных сообщений

Осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора

Создание графических объектов

Создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов

Формирование проектных навыков и умений заложено в междисциплинарной программе «Технология проектирования»

Регулятивные УУД

Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные УУД

Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные УУД

Способность к самооценке на основе предлагаемых критериев.

 

 


Copyright © 2019 Персональный сайт учителя русского языка и литературы Меньших Елены Вячеславовны