Меньших, Е.В. 100 вопросов к изучению биографий выдающихся писателей. Дидактические материалы к урокам литературы [Текст] / Е.В. Меньших.– Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2013. – 68 с.

ОТ АВТОРА

Вашему вниманию предлагается ряд творческих заданий из Дидактических материалов к урокам литературы «100 вопросов к изучению биографий выдающихся писателей».

В учебно-методическом руководстве внимание уделяется работе над материалом по литературе в старших классах и пониманию внутреннего мира старшеклассников на основе биографий выдающихся писателей.

В руководство включены биографические сведения, фрагменты художественных произведений, писем, свидетельств современников, автобиографических умозаключений.

Система заданий учебно-методического руководства позволяет вести диалог о духовно-нравственных ценностях человека (в нашем случае старшеклассника), об умении сопоставлять, сравнивать жизненные ситуации выдающихся писателей с личными.

Для учащихся, абитуриентов, преподавателей.

Мы попытались сформировать систему заданий на основе эпизодов из биографий и автобиографий выдающихся писателей, что позволяет глубже постичь внутренний мир писателей. В процессе изучения программного материала из-за дефицита времени остаются практически не изученными биографии писателей, где старшеклассники смогли бы найти ответы на поставленные жизнью вопросы.

Вопросы составлены следующим образом: часть из них связана непосредственно с биографией и внутренним миром писателя, часть же – с внутренним миром старшеклассников, заставляя тем самым не только и не столько изучать биографии выдающихся писателей, сколько заглянуть в глубину своей души.

Учитель, используя дидактические материалы на уроках литературы, сможет выстроить систему занятий таким образом, чтобы достичь реализации воспитательной цели. Такой подход позволяет развить образное мышление, ассоциативные способности, наполнить урок «живым» биографическим материалом.

Учащийся сможет заниматься как под руководством учителя, так и самостоятельно. Дидактические материалы представляют выдержки, которые можно использовать для подготовки к урокам, семинарам, докладам, дискуссиям, выступлениям по творчеству того или иного писателя.

В течение некоторого времени творческие задания будут включаться в раздел.

Творческие задания

А.С.Пушкин (1799 - 1837)

Вопрос 1

Из биографии А.С.Пушкина (1799 – 1837). Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве на Немецкой, ныне Бауманской улице, 10, в небольшом деревянном доме, на месте которого сегодня высится здание 353-й школы, носящей имя поэта. На нём мемориальная доска с надписью: «Здесь был дом, где 26 мая (6 июня) 1799 г. родился А.С.Пушкин» [14, с. 6].

Задание. Насколько значимо для школьников учиться в столь памятном месте?

Вопрос 2

Из биографии А.С.Пушкина (1799 – 1837). Воспитанием детей занимались часто менявшиеся гувернёры-иноземцы, преимущественно французы, оставившие у Пушкина неприятные воспоминания. Поэт не раз отмечал потом недостатки своего воспитания, обычного в тогдашних дворянских семьях [14, с. 7].

Задание. Что вы знаете о воспитании в дворянских семьях XVIII – XIX  веков? Сопоставьте с воспитанием в семьях XX – XXI веков. Резюмируйте свои рассуждения.


 Н.В.Гоголь (1809 – 1852)

Вопрос 3

Из биографии Н.В.Гоголя (1809 – 1852). В тридцатилетнем возрасте Василий Афанасьевич женился на 14-летней Марии Косяровской, которая после двух выкидышей родила мальчика, названного Николаем в честь святого Николая-угодника. Ребенок, по свидетельству биографов, до трех лет не говорил, зато уже в пять лет начал писать стихи, что вызывало восторг у матери. Она вообще была неуемной фантазеркой и считала своего сына непревзойденным гением, приписывая ему самые немыслимые открытия, например, железной дороги и паровой машины. И все же, несмотря на комизм этих представлений, Мария Ивановна не ошиблась в главном – сын действительно стал гением, правда, не техники, а мировой литературы [5, с. 123].

Задание. Помогла ли вера матери в своего ребёнка (и каким образом) стать Н.В.Гоголя великим русским писателем? Выскажите своё мнение по данной проблеме.

Вопрос 4

Из биографии Н.В.Гоголя (1809 – 1852). В последние годы жизни Гоголь в воспоминаниях современников предстает человеком крайне противоречивым и не всегда симпатичным. Жил он в основном за счет друзей, пользуясь их отзывчивостью, постоянно требовал к себе исключительного внимания, испытывал неодолимую тягу к великосветским знакомствам. Самолюбивый до самообожания Гоголь порой чувствовал себя божеством, призванным изрекать непреложные истины. И при этом Николай Васильевич был поразительно взыскателен к себе, поскольку выше всякого самолюбия для него было совершенство его произведений…

Любопытно замечание С.Аксакова по этому поводу: «Я не знаю, любил ли кто-нибудь Гоголя исключительно как человека. Я думаю, нет: да это и невозможно. У Гоголя было два состояния: творчество и отдохновение… Всякому было очевидно, что Гоголю ни до кого нет никакого дела; конечно, бывали исключительные мгновения, но весьма редкие и весьма для немногих» [5, с. 126].

Задание. «Взыскателен к себе», «совершенство его произведений» / «ни до кого нет никакого дела». Какой отпечаток наложили эти состояния Гоголя на его жизнь?


 И.А.Гончаров (1812 – 1891)

Вопрос 5

Из биографии И.А.Гончарова (1812 – 1891).

1. Гончаров всю жизнь был благодарен матери за то, что она сделала для него и его брата и сестёр. «Мать любила нас не тою сентиментальною, животною любовью, которая изливается в горячих ласках, в слабом потворстве и угодливости детским капризам и которая портит детей. Она умно любила, следя неослабно за каждым нашим шагом. Она была взыскательна и не пропускала без наказания или замечания ни одной шалости, особенно если в шалости крылось зерно будущего порока» [24, с. 104].

2.Но самое искреннее и задушевное признание писатель высказал в письме к Софье Александровне Никитенко, своему большому другу: «Скажу Вам наконец вот что, чего никому не говорил: с той самой минуты, когда я начал писать для печати… у меня был один артистический идеал: это изображение честной, доброй, симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и впадающего в апатию и бессилие от сознания слабости своей и чужой, то есть вообще человеческой натуры…» [24, с. 107].

Задание. Каким образом детские воспоминания и признание в письме к Софье Александровне Никитенко нашли своё отражение в очерках-воспоминаниях о детстве, о родине, об учёбе в университете И.А.Гончарова?

Вопрос 6

Из биографии И.А.Гончарова (1812 – 1891). Среди современников было распространено мнение, что Гончаров напишет роман, а потом десять лет отдыхает. Это неверно. Промежутки между появлениями романов были наполнены у Гончарова интенсивной, пусть неосязаемой, но всё-таки творческой работой. «Обломов» появился в 1859 г., но был задуман и набросан в программе сразу же вслед «Обыкновенной истории». Как только какой-нибудь сюжет завладевал воображением писателя, он тотчас начинал набрасывать отдельные эпизоды, сцены и читал их знакомым… Затем начиналась связанная работа. Появлялись целые законченные главы, которые иногда даже отдавались в печать. Так, например, один из важнейших эпизодов «Обломова» - «Сон Обломова» - появился в печати десятью годами раньше самого романа…

Произведения Гончарова до того им были обдуманы во всех деталях, что сам акт написания становился для него процессом второстепенным. Годами обдумывал он свои романы, но писал их за недели. Например, вся вторая часть «Обломова» была написана за пять недель пребывания в Мариенбаде. Гончаров писал её, не отходя от стола [1, с. 222-223].

Задание. Какое мнение ближе вам: «Распространённое представление о Гончарове – двойнике Обломова» или «основа его характера… – уравновешенность писательской личности и полное отсутствие стремительности»? Обоснуйте своё мнение.


 М.Ю.Лермонтов (1814 – 1841)

Вопрос 7

Из биографии М.Ю.Лермонтова (1814 – 1841). В 1830 году Лермонтов поступает в Московский университет. Для молодых людей того времени было характерно стремление осмыслить окружающее с философской, психологической и нравственной точки зрения, противопоставить жизнь и смерть, добро и зло, любовь и ненависть [24, с. 271].

Задание. Сопоставьте осмысление молодыми людьми XIX века окружающей действительности с философской, психологической и нравственной точки зрения с вашим пониманием в XXI веке.

Вопрос 8

Из биографии М.Ю.Лермонтова (1814 – 1841).

1. За редким исключением, не понимали его и современники. По словам писателя А.Дружинина, «даже многие из лиц, связанных с ним родством и приязнью, говорили о поэте как о существе желчном, угловатом, испорченном и предававшемся самым неизвинительным капризам». Но тот же Дружинин отмечал: «Мир искусства был для него святыней и цитаделью, куда не давалось доступа ничему недостойному. Гордо, стыдливо и благородно совершил он свой краткий путь среди деятелей русской литературы» [5, с. 213].

2.Детство Лермонтова, несмотря на то, что он рос без родителей, было счастливым. После смерти дочери вся любовь Елизаветы Алексеевны сосредоточилась на внуке. Достаточно сказать, что даже малейшее нездоровье Мишеля приводило ее в крайнюю тревогу и становилось таким событием в доме, что даже дворовые девушки освобождались от работы и должны были молиться об исцелении молодого барина. Суровая и требовательная ко всем окружающим, бабушка как могла баловала любимого внука, беспрекословно выполняя его прихоти, ни в чем не отказывая и ничего для него не жалея. Но и воспитание Елизавета Алексеевна дала ему превосходное. Мишель свободно владел французским, немецким и английским языками, читал по латыни, был обучен рисованию и лепке, игре на скрипке и фортепиано. Для того чтобы развить эти способности, Елизавета Алексеевна средств не жалела. Многочисленные гувернеры, воспитатели и бонны окружали Лермонтова с самого раннего возраста [5, с. 214].

Задание. Проведите параллель между двумя отрывками. Что явилось следствием такого капризного поведения Лермонтова в отношениях с близкими?

Вопрос 9

Из биографии М.Ю.Лермонтова (1814 – 1841). Другой пример его настойчивости обнаружился в словах, сказанных им товарищу своему Д[авыдову]. Поссорившись с ним как-то в играх, Лермонтов принуждал Д[авыдова] что-то сделать. Д[авыдов] отказывался исполнить его требование и услыхал от Лермонтова слова: «Хоть умри, но ты должен это сделать…» [22, с. 32].

Задание. Закономерна ли эта черта личности Лермонтова? Встречали ли вы такие качества у людей творческих?

Вопрос 10

Из биографии М.Ю.Лермонтова (1814 – 1841). Смолоду его грызла мысль, что он дурен, не складен, не знатного происхождения, и в минуты увлечения он признавался мне не раз, как бы хотелось попасть ему в люди, а главное, никому в этом не быть обязану, кроме самого себя [22, с. 47].

Задание. Как вы думаете, сбылась мечта Лермонтова в преодолении себя? Докажите своё мнение.


 А.К.Толстой (1817 – 1875)

Вопрос 11

Из биографии А.К.Толстого (1817 - 1875). В десять лет Алексей впервые отправился в заграничное путешествие: вместе с матерью и дядей он совершил поездку по Германии. В Веймаре они провели несколько дней в доме Гёте. Несмотря на малый возраст, все свои впечатления Алексей заносил в дневник, который затем вёл многие годы [24, с. 436].

Задание. Ознакомьтесь с выдержками из дневника А.К.Толстого.  Какую роль играло ведение дневника для писателя? Резюмируйте изложенное выше в соответствии с личным опытом ведения дневника.


И.С.Тургенев (1818 – 1883)

Вопрос 12

Из биографии И.С.Тургенева (1818 – 1883).

Сам Тургенев в автобиографии, говоря о себе почему-то в третьем лице, писал: «… в 1822-м году совершил с целой семьёй и прислугой – в двух каретах с фургоном – заграничную поездку, в течение которой И. С. чуть не погиб – в швейцарском городе Берне, сорвавшись с перил, окружавших яму, в которой содержались городские медведи; отец едва успел ухватить его за ногу. Возвратившись в деревню Спасское, семья Тургеневых зажила деревенской жизнью, сама память о которой уже почти изгладилась в нынешнем поколении, - с обычной обстановкой гувернёров и учителей, швейцарцев и немцев, доморощенных дядек и крепостных нянек» [1, с. 226].

Задание. Как вы думаете, почему в своей автобиографии Тургенев говорит о себе в третьем лице?

Вопрос 13

Из биографии И.С.Тургенева (1818 – 1883). «…Тургенев раздражал как собеседник, порой больно задевавший самые живые струны тогдашних настроений. К нему относились страстно, бурно порицали и так же бурно выражали ему любовь и уважение. У него была ссора, но было и удовлетворение триумфа. Он понимал, и его тоже понимали»…

В ряде вопросов литературного быта Тургенев служил как бы эталоном… Начиная с «Записок охотника», по популярности у русского читателя Тургенев был первым, первым среди равных, равным среди равных – но вторым не был никогда.

Ну а сам Тургенев – как он относился к своему первенству? Вдумчивый, серьёзный, влюблённый в своё дело писатель, он не был по натуре ни борцом, ни тем более вождём. …даже в пору высшей славы каждая новая законченная работа оставляла в нём чувство неуверенности, а то и просто неудачи. Ни к какому лидерству он не стремился, и в письмах, и в статьях настойчиво называл первым писателем эпохи Толстого. Но, увы, даже эта акция лишь подчёркивала его первенство: отрекаться от трона может лишь законный монарх [1, с. 230-231].

Задание. «…эта акция лишь подчёркивала его первенство: отрекаться от трона может лишь законный монарх». Как вы понимаете эти слова, сказанные о Тургеневе. Проведите параллель с нашей действительностью.

Вопрос 14

Из биографии И.С.Тургенева (1818 – 1883). Несмотря на гигантскую популярность Тургенева и связанный с нею огромный интерес к личной жизни писателя, заглянуть в неё никому не удавалось, он тщательно охранял свои чувства от вторжения посторонних…

Тургенев был умён, очень умён. Это отмечали почти все знавшие его. В одном из писем Белинский сообщал: «Тургенев – очень хороший человек, и я легко сближаюсь с ним. Это человек необыкновенно умный, беседы и споры с ним отводили мне душу».

Тургенев прекрасно играл в шахматы, если судить по дошедшим партиям, лучше любого из русских классиков. И ещё одно косвенное и грустное свидетельство ума: посмертное вскрытие обнаружило редкостную величину его мозга – он весил более двух килограммов.

Покажется парадоксальным, что именно Тургеневу пришлось всю жизнь доказывать догматикам, что жизнь умнее самого умного литератора, что дело честного художника – честно исследовать действительность, а не подгонять писательскую задачу к ответу [1, с. 232-233].

Задание. Проиллюстрируйте словами воображаемый диалог с Тургеневым на интересующую вас тему.

Вопрос 15

Из биографии И.С.Тургенева (1818 – 1883). Прозу зрелого Тургенева современники читали взахлёб, критики же главным образом ругали. Самокритичный классик больше верил тем, кто бранил. (Тогда ещё не было известно, что быть обруганным куда престижнее, чем расхваленным, и что самый прямой и надёжный путь к славе лежит через скандал.) Сомнения в себе накапливались. В письмах Тургенева 60 – 70-х гг. звучали навязчивые мотивы: с творческой работой пора кончать…

Но как жить писателю, переставшему писать? Тургенев продолжал писать, не надеясь на успех, заранее предсказывая неудачу каждой новой вещи, но писал. Журналы его ругали, он соглашался и вновь писал [1, с. 234-235].

Задание. Слабость или сила писателя кроется в словах «Тургенев продолжал писать, не надеясь на успех, заранее предсказывая неудачу каждой новой вещи, но писал»?


Ф.М.Достоевский (1821 – 1881)

Вопрос 16

Из биографии Ф.М.Достоевского (1821 – 1881). Достоевский много занимался самообразованием. Своими мыслями о литературе и о творческих планах он постоянно делился с братом. «Я в себе уверен, - писал он в одном из писем. – Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» [24, с. 188].

Задание. О какой тайне говорит писатель? Что значит «Человек есть тайна»?

Вопрос 17

Из биографии Ф.М.Достоевского (1821 – 1881). Писатель считает, что единственной защитой «униженных и оскорбленных» является любовь и сострадание, помощь друг другу. Достоевский призывает к отстранению от несправедливой жизни, к уходу в замкнутый мир христианского учения о любви к ближнему [24, с. 189].

Задание. Как вы понимаете философию сострадания Ф.М.Достоевского? Что является «уходом в замкнутый мир христианского учения» для писателя и для вас в частности?

Вопрос 18

Из биографии Ф.М.Достоевского (1821 – 1881). А с товарищами по училищу Достоевский так и не сблизился. Чаще всего его видели одиноко сидящим за своим столом или вышагивающим по комнате. Он производил впечатление идеалиста и мистика, предпочитая держаться в стороне от веселых сборищ и дружеских бесед. В письме к брату Федор писал: «У меня есть проект: сделаться сумасшедшим… Брат, грустно жить без надежды. Смотрю вперёд и будущее меня ужасает… Я ношусь в какой-то холодной полярной атмосфере, куда не заползал луч солнечный; я давно не испытывал взрывов вдохновения… зато часто бываю в таком настроении, как шильонский узник после смерти братьев в темнице». Личная драма усугублялась и тяжелыми семейными обстоятельствами: в 1839 г. неожиданно скончался Михаил Андреевич, и Федор вместе с Михаилом были взяты под опеку. Известие о смерти отца настолько потрясло восемнадцатилетнего юношу, что с ним случился тяжелый эпилептический припадок, первый из тех, которые будут впоследствии преследовать его всю жизнь [5, с. 155].

Задание. Какой жизненный исход можно предположить, зная о поведении молодого Достоевского, особенностях его характера, манере держаться, личной драме  (например, «предпочитая держаться в стороне от веселых сборищ и дружеских бесед», «сделаться сумасшедшим», «известие о смерти отца настолько потрясло…»)?

Вопрос 19

Из биографии Ф.М.Достоевского (1821 – 1881). Жизнь, между тем, складывалась у Федора неудачно, прежде всего, в материальном отношении. Нельзя сказать, что Достоевский был полностью лишен средств к существованию. Вместе с казенным жалованием и помощью опекунов он получал до 5 тысяч ассигнациями в год. Но Достоевский оказался крайне непрактичным в житейском отношении. Деньги уходили от него с неимоверной быстротой, и почти все его расходы были тратами капризного и прихотливого человека: он любил играть в бильярд, в рулетку, и почти всегда проигрывал. Постоянное безденежье мучило его самого, но справиться с собой он и не хотел, и не умел. Когда в 1844 г. Достоевский оставил службу, нищета стала постоянным спутником его жизни [5, с. 155].

Задание. О чём свидетельствует житейская непрактичность Достоевского? На какие особенности характера писателя, манеру держаться указывают выдержки из биографии?

Вопрос 20

Из биографии Ф.М.Достоевского (1821 – 1881). Перелом в творческой судьбе Достоевского произошел в мае 1845 г. После нескольких месяцев упорной работы он закончил свое первое художественное произведение – повесть «Бедные люди», которая сразу же вызвала многочисленные восторги критиков и читателей. Успех повести ввел Достоевского в круг известных литераторов, среди которых были Григорович, Некрасов, Белинский, Тургенев.

Увы, эта дружба оказалась недолгой. Раздражительность, высокомерие, убежденность в своей гениальности вскоре оттолкнули от Достоевского тех, кого он поразил своим внезапным талантом. Его желчность  и мнительность дали повод к едким замечаниям, колкостям и даже пародийным стихам, в которых высмеивался герой «Бедных людей» Макар Девушкин [5, с. 155-156].

Задание. Что вы понимаете под понятием «дружба» (на примере дружеских отношений Ф.М.Достоевского с известными литераторами)? Изучите фрагменты биографии писателя. Резюмируйте изученное, сопоставив с собственным жизненным опытом.

Вопрос 21

Из биографии Ф.М.Достоевского (1821 – 1881). В 1873 г. писатель вернулся к журнальной деятельности, приняв на себя редактирование журнала «Гражданин». В нем он регулярно печатал «Дневник писателя» - серию фельетонов, очерков, полемических заметок на «злобу дня». В 1876 и 1877 гг. Достоевский издавал «Дневник писателя» в качестве самостоятельного собственного издания, печатая его в виде ежемесячных выпусков и ведя при этом обширную переписку с читателями. Это издание пользовалось огромным успехом у читающей публики [5, с. 157-158].

Задание. Ознакомьтесь с особенностями ведения дневника.  Какое значение имел для писателя жанр дневниковых записей? Резюмируйте изложенное выше в соответствии с личным опытом ведения дневника.

Вопрос 22

Из биографии Ф.М.Достоевского (1821 – 1881). …ему были свойственны раздражительность, ревность, несдержанность, неровность в отношениях – одним словом, все те изломы духа, которые сам же Достоевский гениально описал. Достоевский заявлял: «Мы все стыдимся самих себя. Действительно, всякий из нас носит в себе чуть ли не прирождённый стыд за себя и за своё собственное лицо и, чуть в обществе, все русские люди тотчас же стараются поскорее и во что бы то ни стало показаться непременно чем-то другим, но только не тем, что он есть в самом деле, каждый спешит принять совсем другое лицо» [1, с. 277-278].

Задание. Согласны ли вы с мнением Достоевского? Поразмышляйте.


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Афанасьев А.Ю. Великие писатели / А.Ю.Афанасьев. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 429 с.: ил. – (Великие и знаменитые).
  2. Булгакова И.В. 111 великих имён XX века / И.В.Булгакова. – Ростов н/Д: Владис, 2011. – 512 с.: ил. – (Популярная энциклопедия).
  3. Василий Шукшин. Слово о «малой родине». Союз кинематографистов СССР. Всесоюзное творческо-производственное объединение «Киноцентр», Москва, 1989.
  4. Васильев В.В. Андрей Платонов: Очерк жизни и творчества. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Современник, 1990. – 287 с. (Б-ка «Любителям российской словесности»).
  5. Васильева Е.К., Пернатьев Ю.С. 100 знаменитых писателей / Худож.-оформитель Л.Д. Киркач. – Харьков: Фолио, 2001. – 510 с. – (100 знаменитых).
  6. Вспоминая Михаила Зощенко: Сборник / Сост. Ю.В.Томашевского. – Л.: Худож. лит., 1990. – 512 с., ил.
  7. Горький А.М. Очерки и воспоминания / Предисл. И. Вайнберга; Худож. М. Петров. – М.: Сов. Россия, 1983. – 160 с., 1 л. портр. – (Школьная б-ка).
  8. Жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина: Материалы для выставки в школе и детской библиотеке / Сост. и вступит. ст. М. С. Горячкиной; Оформл. Г. Ордынского. – М.: Дет. лит., 1989. – 46 с.: фотоил. – (Выставка в школе). 
  9. Котенко Н.Н. Валентин Распутин. Очерк творчества. – М.: Современник, 1988. – 188 с., портр.
  10. Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова: По его личным, семейным и несемейным записям и памятям. В 2-х т. Т. 1. Ч. I – IV / Вступ. статья, подгот. текста, коммент. А.Горелова. – М.: Худож. лит., 1984. – 479 с., портр. (Лит. мемуары).
  11. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохина, А.Б. Есин и др. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 592 с. – (Большие справочники для школьников и поступающих в вузы).
  12. Михайлов О.Н. Жизнь Бунина. Лишь слову жизнь дана… - «Бессмертные имена». – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. – 491 с.
  13. Пастернак Б. Об искусстве. «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве. – М.: Искусство, 1990. – 399 с., 1 л. портр.
  14. Петров С.М. А.С.Пушкин. Очерк жизни и творчества. М., «Просвещение», 1973. 351 с. с ил. /Б-ка словесника/.
  15. Решетовская Н.А. Александр Солженицын и читающая Россия. – М.: Сов. Россия, 1990. – 416 с., 1 л. портр., 16 л. ил.
  16. Роговер Е.С. Русская литература XX века: В помощь выпускнику школы и абитуриенту. – «Паритет», 1999. – 496 стр. (Серия «Экзамены без проблем».)
  17. Русская литература XIX – XX веков: В 2 т. Т. 2: Русская литература XX века. Литературоведческий словарь. Учебное пособие для поступающих в МГУ им. М.В.Ломоносова / Сост. и науч. ред. Б.С.Бугров, М.М. Голубков. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 462 с.
  18. Русские писатели 20 века: Биографический словарь / Гл. ред. и сост. П.А.Николаев. Редкол.: А.Г.Бочаров, Л.И.Лазарев, А.Н.Михайлов и др. – М.: Большая Российская энциклопедия; Рандеву – А.М. 2000. – 808 с.: ил.
  19. Русская литература XX – начала XXI века: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 2 т. Т. 2. 1950 – 2000-е годы / [Л.П.Кременцов, Л.Ф.Алексеева, М.В. Яковлев и др.]; под ред. Л.П.Кременцова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 496 с.
  20. Сухих Игорь Николаевич Книги XX века: русский канон: Эссе. – М.: Издательство Независимая Газета, 2001. – 352 с. – (Серия «Литературоведение»).
  21. Шагалов А.А. Василь Быков. Повести о войне. – М.: Худож. лит., 1989. – 302 с.
  22. Щеголев П. Лермонтов. – М.: «Аграф», 1999. – 528 с.
  23. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 2. XX век / Глав. ред. М.Д.Аксёнова. – М.: Аванта+, 2001. – 688 с.: ил.
  24. 100 великих имен в литературе: научно-популярн. изд. / под ред. В.П.Ситникова / В.В.Быкова, Н.Г.Быкова, Г.П.Шалаева, В.В.Славкин, Е.В.Агеева, (при участии Е.Г.Кузьминой), научный ред. В.В.Славкин. М.: Филол. о-во «СЛОВО», 1998. – 544 с.


Copyright © 2019 Персональный сайт учителя русского языка и литературы Меньших Елены Вячеславовны